Версия для слабовидящих
Главная

Комитет по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай


 

Русское слово должно звучать живо и актуально

Русское слово должно звучать живо и актуально

24 мая в нашей стране отмечается День славянской письменности и культуры, напоминающий нам о том, какой ценностью мы обладаем. У нас есть наш великий и могучий русский язык! Это основа культурного наследия, объединяющая многонациональные народы, проживающие на территории Российской Федерации. К сожалению, сегодня наш язык засорен нецензурными и сленговыми словами, а носители красивой грамотной речи встречаются все реже, в том числе и на популярных медиаканалах. Особенно режет слух то, как общается молодое поколение, которое, увы, предпочитает чтению литературы компьютерные игры и социальные сети. Как сохранить чистоту русского языка, его традиции и богатство? Как вернуть детям интерес к книге? Этот вопрос мы задали людям, работающим со словом.

Руководитель отдела религиозного образования Горноалтайской епархии протоиерей Сергий Башкатов:

– День славянской письменности и культуры установлен в день церковного поминовения святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 24 мая. Они являются не просто авторами славянской азбуки, а основателями огромной христианской культуры именно в среде славянства, потому что христианство в каждом народе проявляется по-новому, а тем более это была огромная совокупность племён славянских народов. Мы чтим святых Кирилла и Мефодия за то, что они позволили по сути дела не только славянам, а всем народам молиться на родном языке, будь то алтайцы, якуты, татары… До Кирилла и Мефодия в Европе считалось, что можно богослужебные тексты писать и молиться только на трёх языках: на еврейском, на латыни и на греческом. Они в определённом смысле совершили культурную революцию. Этот праздник подчёркивает, что в основе любой культуры в первую очередь лежит именно письменность.

Письменность лежит и в основе литературы, и в основе культуры музыкальной, и в основе архитектуры. Это касается всех сторон культурной жизни народа, в том числе и политической культуры, как и самой формы государственного устройства. Благодаря Кириллу и Мефодию все восточно- и западнославянские сообщества сформировались именно как христианские. Данный факт сегодня воспринимается как само собой разумеющийся, а на самом деле он имеет глубокие причинно-следственные связи. Ведь христианство проповедовалось и в Азии, но там оно не сохранилось, за исключением, может быть, совсем немногих общин. Поэтому для нас День славянской письменности и культуры – это день цивилизационного выбора, того исторического пути, по которому государство, народ продолжают идти уже тысячи лет. Деятельность святых равноапостольных братьев помогла России стать одним из столпов наряду с другими большими цивилизациями, оказывающими влияние в целом на историю, на мировую политику и искусство. Это, по сути дела, вещи безусловные.

Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Горно-Алтайского государственного университета Павел Алексеев:

– Формирование чистоты и грамотности речи – задача не только школы, но и всего общества. Прежде всего, дети учатся у взрослых: если в семье, в обществе, в медиа звучит красивая, образная, богатая речь, ребёнок впитывает её как норму. Поэтому самым важным является создание вокруг ребёнка речевой среды высокого качества. Не назидание, не запреты, а живой пример, искренняя любовь к слову.

Нужно вернуть в жизнь детей естественную практику чтения. Не превращать книгу в «обязанность», а сделать её окном в мир приключений, открытий, эмоций. Для этого важно, чтобы взрослые читали вместе с детьми, обсуждали героев, спорили о поступках персонажей. Замечательно, если в школах и библиотеках будут появляться «клубы чтения», где детям дадут не только список «обязательных» произведений, но и свободу выбора. Знаю, что это непросто, потому что преподаю и в университете, и в школе, причем в самом начале среднего звена. Но нужно пробовать, нужно искать пути в ситуации, когда виртуальная реальность для детей стала важнее не только живого общения, но и вообще взаимодействия с окружающим миром.

Сквернословие же – это не болезнь языка, а зачастую признак внутренней растерянности или попытки подражания. Доброжелательный разговор, доверие, объяснение ценности выразительного литературного языка всегда работают лучше, чем строгие запреты.

И, наконец, не стоит забывать о современных форматах: аудиокниги, книжные блоги, театрализованные чтения. Русское слово должно звучать живо, актуально, интересно. Только тогда оно станет для ребёнка не «долгом», а верным спутником на всю жизнь.

Заместитель директора по воспитательной работе гимназии №3 города Горно-Алтайска, учитель русского языка и литературы Наталья Быстрова:

– Грустно, но сегодня, действительно, наметилась такая тенденция, что многие дети не проявляют достаточного интереса к изучению русского языка. Подрастающее поколение буквально живёт в гаджетах и абсолютно не интересуется чтением литературы. Сегодня обсуждать книги не модно, у молодых людей нет стимула читать. И даже несмотря на то, что им нужно готовиться в одиннадцатом классе к итоговому сочинению, всё равно относятся к необходимости сесть за книгу как-то поверхностно… Ищут способ всё упростить – выбирают короткие по объему произведения или читают в кратком изложении. Только бы как-нибудь написать. Отсюда неумение формулировать и выражать свои мысли. И мы это очень хорошо видим, когда проверяем экзаменационные работы, сочинения, изложения. Читательская грамотность у детей не развивается, если они не читают книги, а она важна и нужна всегда и везде, в том числе и в разных жизненных ситуациях. Например, взрослый человек подписывает некий договор, прочитав его неправильно, не поняв смысла, а по факту это оказывается кредитная кабала, невыгодная для него продажа или ещё что-то. Бывает очень много таких моментов.

Опять же не могу сказать, что дети совсем не читают. Работая в старших классах учителем литературы, радуюсь ребятам, которые тянутся к книгам. Классикой интересуются единицы, больше, конечно, читают современных авторов, зарубежную литературу, в том числе и очень хорошую.

У меня дома большая библиотека, где занимают место и книги, которые рекомендовали мои ученики. Они что-то читают, советуют мне, я покупаю, потом, прочитав, тоже делюсь с ребятами своей оценкой, мы вместе обсуждаем. Ввели даже на уроке литературы рубрику «Советую почитать», где говорим о прочитанных книгах. Это тоже стимулирует интерес к чтению.

Как привить любовь к нашему великому и могучему? Наверное, начать с себя – больше читать, говорить с ребёнком о книгах, заинтересовывать.

Георгий Черных, поэт:

– Очень жаль, что истинная ценность нашего языка теряется в сегодняшних информационных потоках, льющихся с экранов телевизоров и из интернета – реклама, аудио- и видеоконтент. К сожалению, «пошлятина» встречается в современной литературе, да и просто на бытовом уровне…

Мы думаем, мыслим, чувствуем через свой язык, а значит, каждый человек должен и обязан сам следить за чистотой мысли, речи, письма и уметь отсеивать всё ненужное и грязное.
Проблемы русского языка должны решаться на уровне государства, каждой компетенции, отдельно взятой семьи и человека.

Татьяна Исаева, журналист, общественный деятель:

– Думала уже на эту тему и не раз, а именно о том, что для молодежи и вообще для многих мода на все хорошее заходит через юмор. Сейчас все смотрят стендапы, смешные видеоролики в соцсетях, было бы здорово, если бы появились на этих площадках какие-то классные ребята, прогоняющие шутками и сатирой все нелепое и ненужное из русского языка.

Стендаперы сейчас активно используют мат, показывая, что это нормально. Считается даже, что если выступать без мата, то будет не смешно. Так вот мне хочется, чтобы появился некий антипод, который бы мастерски шутил на чистом литературном языке. Возможно, и мода на литературный язык начала бы формироваться. Моя маленькая дочь сейчас тоже применяет всякие сленговые словечки. Трудно понять, откуда они вообще берутся. Ведь слова всегда от чего-то образуются, у них есть своя история, а то, что употребляет современная молодежь – просто набор звуков, как будто взятых с потолка. Однажды спросила у ребят, откуда взялись такие слова? Получила ответ, что есть какой-то блогер, который просто снимает свои обычные будни и выдумывает словечки, которыми называет разные явления. Его молодёжь безумно любит, смотрит, ну и копирует его выражения, зачастую совершенно бессмысленные. Хотелось бы, чтобы в противовес вот таким блогерам появилось какое-то не менее популярное сообщество, умеющее говорить красиво и правильно, чтобы был хороший пример для подражания.

Светлана Некрасова, "Вестник Горно-Алтайска"

Иллюстрация сгенерирована нейросетью

Возврат к списку